Уход за больными деменцией

Способы улучшить речевые возможности, ориентацию, коммуникабельность и безопасность у больных деменцией

Выделяют более 100 различных заболеваний, которые могут стать причиной выраженных когнитивных нарушений – деменции. Это заболевания головного мозга, а также некоторые дефицитарные состояния (например, дефицит вит В12), инфекции (например, сифилис, ВИЧ), интоксикации и др. Однако самыми распространёнными причинами деменции являются болезнь Альцгеймера, сосудистая деменция и деменция с тельцами Леви. Данные заболевания составляют 80 % всех причин развития деменции в пожилом возрасте.


Деменция проявляется не только нарушением памяти. Человек, страдающий деменцией, постепенно утрачивает многочисленные навыки, приобретённые в процессе жизни. Человек с деменцией теряет речевые навыки – ему всё труднее выражать свои мысли и понимать обращённую к нему речь. Человек с деменцией теряет способность ориентации в пространстве. Сначала это проявляется затруднениями ориентации в незнакомой обстановке, затем – даже в пределах собственной комнаты. Человек, страдающий деменцией, перестаёт узнавать своих близких и, в конце концов, перестаёт идентифицировать себя. Человек, страдающий деменцией, со временем теряет навыки самообслуживания – не может самостоятельно одеться, умыться, принять пищу. Возможно присоединение поведенческих (беспокойство, расторможенность, агрессия) и психических расстройств (тревога, депрессия, галлюцинации, бред).


Любой пациент, страдающий деменцией, требует внимания, надзора и ухода. Всё это тяжёлым бременем ложится на близких людей.


Как наладить контакт с человеком, страдающим деменцией, чтобы он не чувствовал себя неполноценным, ущербным? Как не вызвать возбуждение и ажитацию с его стороны? Как улучшить его речевые возможности, ориентацию? Как поддерживать навыки самообслуживания и обеспечить его безопасность?

Нижеприведённые правила и способы помогают осуществлять уход за больным, страдающим деменцией.

Правила общения с человеком, страдающим деменцией

1. Во время разговора поддерживайте зрительный контакт.
2. Говорите медленно, разборчиво.
3. Употребляйте короткие фразы.
4. Давайте односложные инструкции.
5. Применяйте подбадривающие фразы: «Я здесь», «Всё в порядке».
6. Избегайте вопросов, таких как: «Ты помнишь?», «Да или нет?».
7. Не исправляйте и не противоречьте. Любое исправление унижает человека, заставляет чувствовать себя неполноценным, подавляет желание беседовать дальше. Старайтесь сообщить правильную информацию ненавязчиво.
8. В ходе беседы подбадривайте больного, приходите на помощь, если он забыл какое-то слово.
9. Исключите командный тон и назидания.

Общие рекомендации

1. Поддерживайте регулярную двигательную активность больного. Избегайте дневного сна.
2. Максимально привлекайте больного к участию в повседневных делах. Говорите «Настало время …», «Давай сделаем…» вместо «Хочешь…?».
3. Рекомендуется спокойная музыка, лёгкое чтение, прогулки
4. Избегайте шума, беспорядка, большого скопления людей. Обращайте внимание на ранние признаки ажитации (возбуждения), такие как повышение голоса, двигательной активности.

При сформировавшейся деменции способы тренировки памяти, которые подходят здоровому человеку или человеку с умеренными когнитивными нарушениями (разгадывание кроссвордов, заучивание стихов) уже не подходят. Для больных с деменцией не подойдут и такие способы запоминания, как использование ассоциаций.


Наиболее эффективным способом сохранения памяти у больных деменцией является использование «помощников памяти» – специальных табличек и «Книг памяти».


Специальные таблички с информацией КАК что-то сделать и КОГДА что-то сделать в виде коротких инструкций следует разместить по всей квартире

Например, в ванной комнате над раковиной повесьте табличку: «Выключи воду», над газовой плитой повесьте табличку: «Выключи газ». Рядом с телефоном обязательно разместите табличку с номерами экстренных служб и своим номером.

Для безопасного применения лекарства следует раскладывать их в специальный контейнер для таблеток. Рядом оставьте табличку с напоминаниями.

Для улучшения ориентации во времени используйте перекидные или отрывные календари. Разместите календарь на видном месте.

Возможно размещение табличек со специальными пошаговыми инструкциями о том, как выполнить то или иное действие. Например, как разогреть еду в микроволновой печи, как почистить зубы и т.д.


Чистка зубов:
1. Намочи щётку водой.
2. Нанеси пасту на щётку.
3. Почисти зубы.
4. Прополощи рот.
5. Убери щётку и пасту.


На поздних стадиях деменции, если больной не узнаёт себя в зеркале, можно прикрепить на зеркало карточку с его фотографией, именем и возрастом

Для улучшения речевых возможностей больного используйте специальные «Книги памяти»

На начальных стадиях заболевания необходимости в таких книгах нет. Больной самостоятельно делает необходимые «напоминалки» в блокноте или ежедневнике.

Рекомендуемый формат книги – 21Х28 см (альбомный лист), 15-30 страниц, размер шрифта 36. Каждую страницу книги рекомендуется поместить в файл или заламинировать. Каждая страница такой книги должна содержать одну картинку с коротким комментарием под ней.

Изображение должно быть простым, без лишних деталей. На одной картинке должен быть изображён один, максимум – двое людей или предметов. Изображение головы или лица воспринимается лучше, чем всего человека. Можно использовать фотографии, вырезки из журналов.

Предложения лучше напечатать крупным шрифтом. Каждое предложение должно состоять из нескольких слов. Например:

  • Я родился 11 ноября 1939 года в Нижнем Новгороде. Фото с наиболее узнаваемым видом города.
  • Моего отца звали Олег Семёнович. Мою маму звали Ольга Петровна. Фото.
  • В 1957 году я окончил школу и поступил в сельскохозяйственный институт. Фото.
  • Мою жену зовут Катя. Совместное фото.
  • У меня две дочери – Ольга и Настя. Фото дочерей.
  • Я встаю в 8 часов утра. Завтракаю вместе с женой Катей. Фото завтрака.
  • После завтрака мы гуляем.
  • По воскресеньям к нам приезжает дочь Ольга с внуками – Сергеем и Павлом. Фото внуков.
  • Я ложусь спать в 10 часов вечера.

Информация, которую Вы разместите в книге, должна быть значимой для больного. Это должна быть информация, которую он часто использует в повседневной жизни и при разговоре. Наиболее актуальны следующие разделы: библиографические сведения, информация о семье, распорядок дня.

Материал в книге можно расположить в хронологическом порядке, либо в виде подборок на разные темы. Сделайте яркие закладки, разделяющие разные темы. Подпишите их заглавными буквами.

На начальных стадиях потери памяти предложения могут содержать до 15 слов. При грубых нарушениях – не более 8 слов. Предложение должно включать подлежащее и сказуемое. Стоит избегать сложноподчинённых предложений.
При составлении предложений, используйте те слова, которые обычно употребляет сам больной – любимые слова и фразы могут оживлять воспоминания. Перед тем как оформить книгу, попросите больного прочитать каждое предложение. При возникновении трудностей, измените текст.


По мере прогрессирования болезни, потребности больного могут меняться. По мере этого необходимо вносить изменения, добавлять новую информацию.


Для улучшения узнавания своего дома или квартиры в книгу памяти можно включить фотографию комнаты больного, квартиры, дома. Подписать: «Это моя квартира» «Это мой дом».

Большинство больных, страдающих деменцией, постоянно задают одни и те же вопросы. Даже самый любящий и заботливый опекун не выдержит многократно за день отвечать на одни и те же вопросы, сохраняя при этом самообладание. В таком случае на помощь также придёт книга памяти. Например, на вопрос «Где моя собака?» можно показать больному карточку с изображением любимого пса и надписью «Джесси живёт у дочери на даче». Ответом на вопрос «Когда мы будем ужинать?» может служить карточка «Мы ужинаем каждый день в 8 часов вечера».

Хороший способ избежать повторных вопросов – написание поддельного письма. Например, дедушка постоянно спрашивает, получила ли его внучка подарок, который он отправил ей почте, хотя она уже многократно благодарила его за этот подарок по телефону. Псевдописьмо от имени внучки со словами благодарности станет надёжным и постоянным ответом на его вопрос.

Книга памяти может использоваться больным, как быстрое средство, чтобы вспомнить что-то во время беседы. Книга памяти сделает больного деменцией более независимым и уверенным в себе. Это своего рода шпаргалка, которую больной может использовать, чтобы лишний раз не прибегать к помощи окружающих.

Рекомендуется дважды в день просматривать такую книгу вместе с больным и читать предложения, которые там записаны. Даже если речь и чтение нарушены, просмотр таких книг вызывает положительные эмоции – появляются улыбка, изменяются жесты.

По такому же принципу можно создать альбом интересов – о рыбалке, театре, футболе и т.д. Просматривая вместе с больным такой альбом, Вы улучшаете его речевые навыки.

Можно создать «Коробки памяти». В разные коробки положите вещи, которые дороги больному и напоминают ему о каких-то его увлечениях в прошлом, путешествиях, праздниках. Просматривая вместе эти вещи, вспоминайте вместе приятные события из жизни. Тактильные ощущения также благоприятно воздействуют на механизмы памяти.

Берегите себя. Во избежание синдрома выгорания старайтесь чаще отдыхайте и не отказывайтесь от помощи других лиц.


Специалисты Центра лечения нарушений памяти

Косякина Мария Юрьевна

Косякина Мария Юрьевна

зав. Консультативно-диагностическим центром, руководитель Клиники Неврологии и Эпилептологии, врач-невролог высшей категории, эпилептолог, к.м.н.

Антонова Виктория Антоновна

Антонова Виктория Антоновна

врач-невролог, к.м.н.

Груздева Екатерина Владимировна

Груздева Екатерина Владимировна

физический терапевт

Жиляков Антон Юрьевич

Жиляков Антон Юрьевич

врач-психиатр высшей категории, психотерапевт, геронтопсихиатр

Шамин Вадим Владимирович

Шамин Вадим Владимирович

врач-психиатр высшей категории


Записаться на прием в Центр лечения нарушений памяти в Нижнем Новгороде Вы можете по телефону 8 (831) 411-11-31.

Записаться на прием

Я принимаю условия обработки моих данных. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
12 + 10 =