Проблемы школьной адаптации у детей

Проблемы школьной адаптации у детей

С проблемой школьной адаптации сталкивается практически каждый родитель ребенка школьного возраста. Самые частые вопросы, которые беспокоят родителей и педагогов: почему ребенок с хорошим интеллектом своим поведением доставляет массу проблем педагогам, родителям и сверстникам? Почему дети с нормальным умственным развитием не могут обучаться в школе из-за своего поведения, выраженной неусидчивости и невнимательности? Почему мой ребенок так утомляется, начал уставать и раздражаться на близких?

В данной статье речь пойдет о нарушениях компенсаторных возможностей детского организма, оказавшегося в условиях постоянных умственных нагрузок, с развитием так называемой «школьной дезадаптации».


Существует несколько определений данного состояния.

Школьная дезадаптация – совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения.

Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушения учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, а также искажений в личностном развитии.

Школьная дезадаптация – любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения.

Виды школьной дезадаптации

Выделяют следующие виды школьной дезадаптации:

  • Поведенческая – несоответствие поведения нормам
  • Интеллектуальная – нарушение мышления
  • Коммуникативная – затруднение в общении
  • Соматическая – различные отклонения в здоровье
  • Эмоциональная – различные переживания и тревоги по школьным проблемам

Проявления школьной дезадаптации

Симптоматика нарушений школьной адаптации очень разнообразна:

  • Затруднения в учебе и нарушение школьных норм поведения
  • Агрессивное поведение
  • Тревожность, страхи, постоянные фантазии
  • Заниженная или завышенная самооценка
  • Гипервозбудимость, эмоциональные расстройства
  • Побеги из школы или дома
  • Нарушения сна
  • Стереотипные привычные действия (сосание пальцев, обгрызание ногтей)
  • Тики
  • Психосоматические расстройства (субфебрилитет и т.д.)

Причины школьной дезадаптации

Одна из самых частых причин нарушений адаптации детей школьного возраста – синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). СДВГ – это психоневрологическое расстройство, при котором у детей с нормальным или высоким интеллектом, имеются нарушения обучаемости или расстройства поведения от легкой до тяжелой степени выраженности. Основные составляющие СДВГ: гиперактивное поведение, импульсивное поведение, нарушения внимания.


Еще одна не редкая причина нарушений психологической адаптации школьника – это страх разлуки и школьная фобия


В данном случае речь идет о незрелости детей из-за чрезмерной привязанности к близкому человеку (чаще всего, к матери). Страх пойти в школу и оказаться вне зоны психологитческого комфорта может со временем нарастать. Это может привести к уклонению от посещения школы, постоянным жалобам на плохое самочувствие (головокружение по утрам, головные боли, боли в животе), приступы паники, неспособность оставаться дома в одиночестве, приступы ярости и крика. Очень часто данное состояние сопровождается трудностями засыпания, так как на утро необходимо идти в школу, с которой связаны негативные ассоциации.

Лечение нарушений психологической адаптации к школе


В основе лечения и реабилитации детей с проблемами школьной дезадаптации, в первую очередь лежат образ жизни, психологическая обстановка в семье и окружении, а также психотерапевтическая помощь


Основные рекомендации при школьной дезадаптации.

  • Избегание завышенных или заниженных требований к ребенку.
  • Постановка задач, соответствующих способностям.
  • Введение балльной оценки вознаграждения.
  • Не показаны игры с выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления).
  • Вызывающее поведение ребенка – его способ привлечь внимание. Важно проводить с ним больше времени!
  • Похвала даже за незначительные успехи.
  • Ведение дневника самоконтроля с отметкой вместе с ребенком его успехов дома и в школе.
  • Не навязывать жестких правил.
  • Предоставление ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
  • Воспитание интереса к какому-нибудь занятию. Важно найти занятия, которые бы “удавались” ребенку и повышали его уверенность в себе.
  • Указания должны быть указаниями, а не приказами.
  • Требование выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья.
  • Соблюдение четкого распорядка дня. Прием пищи, игры, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.
  • Избегание больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.д. оказывает на ребенка возбуждающее действие.

Безусловно, хорошим эффектом обладает психотерапевтическая помощь, в т ч семейная, педагогические занятия, физиотерапия (соляные пещеры, водные процедуры, бассейн, ЛФК), занятия в спортивных секциях.

На вторичном этапе присоединяются лекарственные препараты, но только в том случае, когда другие методы коррекции исчерпаны. Используются различные ноотропные препараты с успокаивающем или стимулирующем эффектом.

Лечение проблем школьной адаптации у детей в Нижнем Нoвгoрoде

Пoлучить пoдрoбную кoнсультацию пo кoмплекснoму oбследoванию и лечению нарушений адаптации детей школьного возрапста в Нижнем Нoвгoрoде Вы можете в Центре детской неврологии и психиатрии ТОНУС ЛАЙФ.


Специалисты Центра детской неврологии и психиатрии

Долганова Екатерина Михайловна

Долганова Екатерина Михайловна

детский невролог, эпилептолог

Запись на прием
Ельшина Оксана Дмитриевна

Ельшина Оксана Дмитриевна

детский невролог, эпилептолог, сомнолог, нейрофизиолог

Запись на прием
Миронова Екатерина Ивановна

Миронова Екатерина Ивановна

врач-невролог высшей категории, к.м.н.

Запись на прием

Записаться на консультацию к детскому неврологу вы можете по телефону 8 (831) 411-11-31

Записаться к детскому неврологу

Я принимаю условия обработки моих данных. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
4 + 8 =