Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте
Проблема поведенческих нарушений в детском возрасте актуальна не только для врачей, но и для всех, кому приходится сталкиваться с данной проблемой наиболее часто – для педагогов, психологов образовательных учреждений, и, конечно же, родителей.
Говоря о нарушениях поведения у детей и подростков, необходимо дать несколько общих определений.
Поведение – это психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.
Нарушение поведения – это отклонение от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, проявляющееся в действиях и поступках деструктивной и асоциальной направленности, попирании прав других людей.
В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или девиантное поведение.
Нарушения поведения у детей и подростков подразделяют на характерологические (непатологические) и патохарактерологические (патологические).
Патологические нарушения поведения всегда являются генерализованными, т.е. возникают во всех микросредах жизни ребенка. Если же нарушения поведения имеют место в образовательном учреждении и полностью отсутствуют дома, и наоборот, они не являются патологическими. В таких случаях необходимо искать проблемы в «микросреде», подключив к работе квалифицированных психологов и педагогов. И только если это не помогает – врача-пасихиатра. На практике, к сожалению, данная последовательность не всегда соблюдается.
Механизм возникновения патологических нарушений поведения
Как видно из схемы, патологические нарушения поведения проявляются во всех микросредах жизни ребёнка – в семье, в коллективе, на улице.
Причины нарушения поведения у детей
Выделяют следующие виды нарушений поведения у детей.
- Компенсаторные – связаны со сложностями социальной адаптации детей в коллективе.
- Структурные – возникают на фоне органического поражения головного мозга.
- Функциональные – обусловлены физиологическими перестройками центральной нервной системы в «переходном возрасте».
- Клинико-патологические – являются проявлением умственной отсталости и других психических расстройств.
Компенсаторные нарушения поведения у детей.
Говоря о данном виде нарушений поведения, нужно понимать, что каждый ребенок – это особый ребенок, по-своему воспринимающий окружающий мир.
Сталкиваясь с трудностями в коллективе (детский сад, школа, семья), дети могут проявлять агрессию, которая является лишь защитной реакцией на возникшие трудности трудности.
Например, нарушения поведения у детей младшего школьного возраста часто возникают в случае, если ребёнок не посещал детский сад.
Структурные нарушения поведения у детей.
Причиной структурных нарушений поведения у детей дошкольного возраста является ранее органическое поражение головного мозга. Нарушения поведения могут возникать как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей со сниженным интеллектом.
Выделяют аффективно-неустойчивые и эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения.
Наиболее часто встречаются аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения. Они проявляются психопатоподобным поведением, т. е. внешне напоминают психопатию. Для данных нарушений поведения характерны повышенная возбудимость, гнев и ярость по поводу и без повода, то есть выход чувств из-под контроля. Сюда же следует отнести бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося. В коллективе это проявляется неуживчивостью и конфликтностью.
Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения проявляются повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью нервных процессов, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что в медицинской терминологии обозначается как «церебрастенический синдром». Для детей с данным видом нарушений поведения характерны нарушение концентрации внимания и компенсаторная гиперактивность.
Нередко оба варианта структурных нарушений поведения у детей сочетаются между собой.
Функциональные нарушения поведения у детей.
Функциональные нарушения поведения возникают у детей, входящих в кризисный период подросткового возраста. Установлено, что подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки, характеризующиеся уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы» – отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». В норме к 18-ти годам происходит полная компенсация данных изменений. В ряде случаев, на фоне происходящих структурных перестроек в головном мозге происходит манифестация (начало) тяжёлых психических расстройств (шизофрении и др.).
Клинико-патологические нарушения поведения.
Клинико-патологические нарушения поведения являются одним из симптомов психического заболевания – детского аутизма, шизофрении, личностных расстройств, биполярного аффективного расстройство и т.д..
Клиническая картина
Наиболее часто встречаются следующие варианты нарушений поведения у детей:
- агрессивность;
- отказ от учебы;
- нарушение дисциплины и поведения в общественных местах и образовательном учреждении;
- побеги из дома, школы (дромомании);
- воровство;
- злоупотребление алкоголем;
- наркомания;
- нарушения влечений (гомосексуализм);
- суицидальное поведение.
Лечение нарушений поведения у детей
Для коррекции поведенческих нарушений у детей применяют психологические и медицинские методы.
Методы психологической коррекции нарушений поведения крайне разнообразны. Вот только некоторые из них:
- стимуляция гуманных чувств у ребенка;
- ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
- осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;
- переключение ребенка на иное состояние;
- стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;
- моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка “здесь и теперь”;
- предупреждение нежелательного поведения;
- положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка;
- стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;
- отрицательное подкрепление нежелательного поведения;
- стимуляция чувства юмора у ребенка;
- стимуляция телесного контакта с ребенком;
- стимуляция мотивации соревновательности;
- стимуляция чувства прекрасного у ребенка.
Медицинская коррекция нарушений поведения осуществляется психотерапевтическими и медикаментозным способами.
Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений. Хороший эффект даёт индивидуальная психотерапия, направленная на расширение кругозора и сфер интересов ребёнка.
Схема медикаментозной коррекции подбирается строго индивидуально и допускает сочетание различных препаратов (нормотимиков, лёгких нейролептиков, лёгких транквилизаторов, ноотропных препаратов с седативным действием, антидепрессантов).
Наилучший результат в лечении нарушений поведения у ребёнка может быть достигнут при сочетании психологических, психотерапевтических и медикаментозных методов коррекции.
Лечение нарушений поведения у детей и подростков в Нижнем Новгороде
Лечение нарушений поведения у детей и подростков в Нижнем Новгороде проводится в Центре детской неврологии и психиатрии ТОНУС ЛАЙФ.
Специалисты Центра детской неврологии и психиатрии
Записаться на приём к специалисту по нарушению поведения Вы можете по телефону +7 (831) 233-08-62