Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте

Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте

Проблема поведенческих нарушений в детском возрасте актуальна не только для врачей, но и для всех, кому приходится сталкиваться с данной проблемой наиболее часто – для педагогов, психологов образовательных учреждений, и, конечно же, родителей.


Говоря о нарушениях поведения у детей и подростков, необходимо дать несколько общих определений.

Поведение – это психологическая и физическая манера вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид.

Нарушение поведения – это отклонение от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, проявляющееся в действиях и поступках деструктивной и асоциальной направленности, попирании прав других людей.

В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или девиантное поведение.


Нарушения поведения у детей и подростков подразделяют на характерологические (непатологические) и патохарактерологические (патологические).


Патологические нарушения поведения всегда являются генерализованными, т.е. возникают во всех микросредах жизни ребенка. Если же нарушения поведения имеют место в образовательном учреждении и полностью отсутствуют дома, и наоборот, они не являются патологическими. В таких случаях необходимо искать проблемы в «микросреде», подключив к работе квалифицированных психологов и педагогов. И только если это не помогает – врача-пасихиатра. На практике, к сожалению, данная последовательность не всегда соблюдается.

Механизм возникновения патологических нарушений поведения

Как видно из схемы, патологические нарушения поведения проявляются во всех микросредах жизни ребёнка – в семье, в коллективе, на улице.

Причины нарушения поведения у детей

Выделяют следующие виды нарушений поведения у детей.

  • Компенсаторные – связаны со сложностями социальной адаптации детей в коллективе.
  • Структурные – возникают на фоне органического поражения головного мозга.
  • Функциональные – обусловлены физиологическими перестройками центральной нервной системы в «переходном возрасте».
  • Клинико-патологические – являются проявлением умственной отсталости и других психических расстройств.

Компенсаторные нарушения поведения у детей.

Говоря о данном виде нарушений поведения, нужно понимать, что каждый ребенок – это особый ребенок, по-своему воспринимающий окружающий мир.


Сталкиваясь с трудностями в коллективе (детский сад, школа, семья), дети могут проявлять агрессию, которая является лишь защитной реакцией на возникшие трудности трудности.


Например, нарушения поведения у детей младшего школьного возраста часто возникают в случае, если ребёнок не посещал детский сад.

Структурные нарушения поведения у детей.

Причиной структурных нарушений поведения у детей дошкольного возраста является ранее органическое поражение головного мозга. Нарушения поведения могут возникать как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей со сниженным интеллектом.

Выделяют аффективно-неустойчивые и эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения.

Наиболее часто встречаются аффективно-неустойчивые структурные нарушения поведения. Они проявляются психопатоподобным поведением, т. е. внешне напоминают психопатию. Для данных нарушений поведения характерны повышенная возбудимость, гнев и ярость по поводу и без повода, то есть выход чувств из-под контроля. Сюда же следует отнести бесцеремонность, отсутствие сдерживающих начал, чувства вины и переживания случившегося. В коллективе это проявляется неуживчивостью и конфликтностью.

Эмоционально-лабильные структурные нарушения поведения проявляются повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью нервных процессов, заторможенностью чувств и влечений, общей пассивностью и вялостью, что в медицинской терминологии обозначается как «церебрастенический синдром». Для детей с данным видом нарушений поведения характерны нарушение концентрации внимания и компенсаторная гиперактивность.

Нередко оба варианта структурных нарушений поведения у детей сочетаются между собой.

Функциональные нарушения поведения у детей.

Функциональные нарушения поведения возникают у детей, входящих в кризисный период подросткового возраста. Установлено, что подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки, характеризующиеся уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы» – отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». В норме к 18-ти годам происходит полная компенсация данных изменений. В ряде случаев, на фоне происходящих структурных перестроек в головном мозге происходит манифестация (начало) тяжёлых психических расстройств (шизофрении и др.).

Клинико-патологические нарушения поведения.

Клинико-патологические нарушения поведения являются одним из симптомов психического заболевания – детского аутизма, шизофрении, личностных расстройств, биполярного аффективного расстройство и т.д..

Клиническая картина

Наиболее часто встречаются следующие варианты нарушений поведения у детей:

  • агрессивность;
  • отказ от учебы;
  • нарушение дисциплины и поведения в общественных местах и образовательном учреждении;
  • побеги из дома, школы (дромомании);
  • воровство;
  • злоупотребление алкоголем;
  • наркомания;
  • нарушения влечений (гомосексуализм);
  • суицидальное поведение.

Лечение нарушений поведения у детей

Для коррекции поведенческих нарушений у детей применяют психологические и медицинские методы.

Методы психологической коррекции нарушений поведения крайне разнообразны. Вот только некоторые из них:

  • стимуляция гуманных чувств у ребенка;
  • ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого;
  • осознание ребенком особенностей нарушенного поведения;
  • переключение ребенка на иное состояние;
  • стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого;
  • моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка “здесь и теперь”;
  • предупреждение нежелательного поведения;
  • положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий или поведения ребенка;
  • стимуляция переживания положительных эмоций ребенком;
  • отрицательное подкрепление нежелательного поведения;
  • стимуляция чувства юмора у ребенка;
  • стимуляция телесного контакта с ребенком;
  • стимуляция мотивации соревновательности;
  • стимуляция чувства прекрасного у ребенка.

Медицинская коррекция нарушений поведения осуществляется психотерапевтическими и медикаментозным способами.


Эффективность психотерапевтических методов коррекции у детей с умственной отсталостью зависит от степени интеллектуального снижения и уровня сопутствующих эмоционально-волевых нарушений. Хороший эффект даёт индивидуальная психотерапия, направленная на расширение кругозора и сфер интересов ребёнка.

Схема медикаментозной коррекции подбирается строго индивидуально и допускает сочетание различных препаратов (нормотимиков, лёгких нейролептиков, лёгких транквилизаторов, ноотропных препаратов с седативным действием, антидепрессантов).

Наилучший результат в лечении нарушений поведения у ребёнка может быть достигнут при сочетании психологических, психотерапевтических и медикаментозных методов коррекции.

Лечение нарушений поведения у детей и подростков в Нижнем Новгороде

Лечение нарушений поведения у детей и подростков в Нижнем Новгороде проводится в Центре детской неврологии и психиатрии ТОНУС ЛАЙФ.


Специалисты Центра детской неврологии и психиатрии


Записаться на приём к специалисту по нарушению поведения Вы можете по телефону +7 (831) 233-08-62

Записаться на прием

Я принимаю условия обработки моих данных. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
7 + 13 =