Проблемы школьной адаптации у детей
С проблемой школьной адаптации сталкивается практически каждый родитель ребенка школьного возраста. Самые частые вопросы, которые беспокоят родителей и педагогов: почему ребенок с хорошим интеллектом своим поведением доставляет массу проблем педагогам, родителям и сверстникам? Почему дети с нормальным умственным развитием не могут обучаться в школе из-за своего поведения, выраженной неусидчивости и невнимательности? Почему мой ребенок так утомляется, начал уставать и раздражаться на близких?
В данной статье речь пойдет о нарушениях компенсаторных возможностей детского организма, оказавшегося в условиях постоянных умственных нагрузок, с развитием так называемой «школьной дезадаптации».
Существует несколько определений данного состояния.
Школьная дезадаптация – совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения.
Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушения учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, а также искажений в личностном развитии.
Школьная дезадаптация – любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения.
Виды школьной дезадаптации
Выделяют следующие виды школьной дезадаптации:
- Поведенческая – несоответствие поведения нормам
- Интеллектуальная – нарушение мышления
- Коммуникативная – затруднение в общении
- Соматическая – различные отклонения в здоровье
- Эмоциональная – различные переживания и тревоги по школьным проблемам
Проявления школьной дезадаптации
Симптоматика нарушений школьной адаптации очень разнообразна:
- Затруднения в учебе и нарушение школьных норм поведения
- Агрессивное поведение
- Тревожность, страхи, постоянные фантазии
- Заниженная или завышенная самооценка
- Гипервозбудимость, эмоциональные расстройства
- Побеги из школы или дома
- Нарушения сна
- Стереотипные привычные действия (сосание пальцев, обгрызание ногтей)
- Тики
- Психосоматические расстройства (субфебрилитет и т.д.)
Причины школьной дезадаптации
Одна из самых частых причин нарушений адаптации детей школьного возраста – синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). СДВГ – это психоневрологическое расстройство, при котором у детей с нормальным или высоким интеллектом, имеются нарушения обучаемости или расстройства поведения от легкой до тяжелой степени выраженности. Основные составляющие СДВГ: гиперактивное поведение, импульсивное поведение, нарушения внимания.
Еще одна не редкая причина нарушений психологической адаптации школьника – это страх разлуки и школьная фобия
В данном случае речь идет о незрелости детей из-за чрезмерной привязанности к близкому человеку (чаще всего, к матери). Страх пойти в школу и оказаться вне зоны психологитческого комфорта может со временем нарастать. Это может привести к уклонению от посещения школы, постоянным жалобам на плохое самочувствие (головокружение по утрам, головные боли, боли в животе), приступы паники, неспособность оставаться дома в одиночестве, приступы ярости и крика. Очень часто данное состояние сопровождается трудностями засыпания, так как на утро необходимо идти в школу, с которой связаны негативные ассоциации.
Лечение нарушений психологической адаптации к школе
В основе лечения и реабилитации детей с проблемами школьной дезадаптации, в первую очередь лежат образ жизни, психологическая обстановка в семье и окружении, а также психотерапевтическая помощь
Основные рекомендации при школьной дезадаптации.
- Избегание завышенных или заниженных требований к ребенку.
- Постановка задач, соответствующих способностям.
- Введение балльной оценки вознаграждения.
- Не показаны игры с выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления).
- Вызывающее поведение ребенка – его способ привлечь внимание. Важно проводить с ним больше времени!
- Похвала даже за незначительные успехи.
- Ведение дневника самоконтроля с отметкой вместе с ребенком его успехов дома и в школе.
- Не навязывать жестких правил.
- Предоставление ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
- Воспитание интереса к какому-нибудь занятию. Важно найти занятия, которые бы “удавались” ребенку и повышали его уверенность в себе.
- Указания должны быть указаниями, а не приказами.
- Требование выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья.
- Соблюдение четкого распорядка дня. Прием пищи, игры, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.
- Избегание больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.д. оказывает на ребенка возбуждающее действие.
Безусловно, хорошим эффектом обладает психотерапевтическая помощь, в т ч семейная, педагогические занятия, физиотерапия (соляные пещеры, водные процедуры, бассейн, ЛФК), занятия в спортивных секциях.
На вторичном этапе присоединяются лекарственные препараты, но только в том случае, когда другие методы коррекции исчерпаны. Используются различные ноотропные препараты с успокаивающем или стимулирующем эффектом.
Лечение проблем школьной адаптации у детей в Нижнем Нoвгoрoде
Пoлучить пoдрoбную кoнсультацию пo кoмплекснoму oбследoванию и лечению нарушений адаптации детей школьного возрапста в Нижнем Нoвгoрoде Вы можете в Центре детской неврологии и психиатрии ТОНУС ЛАЙФ.
Специалисты Центра детской неврологии и психиатрии
Записаться на консультацию к детскому неврологу вы можете по телефону +7 (831) 233-08-62