Проблемы школьной адаптации у детей

Проблемы школьной адаптации у детей

С проблемой школьной адаптации сталкивается практически каждый родитель ребенка школьного возраста. Самые частые вопросы, которые беспокоят родителей и педагогов: почему ребенок с хорошим интеллектом своим поведением доставляет массу проблем педагогам, родителям и сверстникам? Почему дети с нормальным умственным развитием не могут обучаться в школе из-за своего поведения, выраженной неусидчивости и невнимательности? Почему мой ребенок так утомляется, начал уставать и раздражаться на близких?

В данной статье речь пойдет о нарушениях компенсаторных возможностей детского организма, оказавшегося в условиях постоянных умственных нагрузок, с развитием так называемой «школьной дезадаптации».


Существует несколько определений данного состояния.

Школьная дезадаптация – совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения.

Школьная дезадаптация – образование неадекватных механизмов приспособления к школе в виде нарушения учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, а также искажений в личностном развитии.

Школьная дезадаптация – любые затруднения, возникающие у ребёнка в процессе обучения.

Виды школьной дезадаптации

Выделяют следующие виды школьной дезадаптации:

  • Поведенческая – несоответствие поведения нормам
  • Интеллектуальная – нарушение мышления
  • Коммуникативная – затруднение в общении
  • Соматическая – различные отклонения в здоровье
  • Эмоциональная – различные переживания и тревоги по школьным проблемам

Проявления школьной дезадаптации

Симптоматика нарушений школьной адаптации очень разнообразна:

  • Затруднения в учебе и нарушение школьных норм поведения
  • Агрессивное поведение
  • Тревожность, страхи, постоянные фантазии
  • Заниженная или завышенная самооценка
  • Гипервозбудимость, эмоциональные расстройства
  • Побеги из школы или дома
  • Нарушения сна
  • Стереотипные привычные действия (сосание пальцев, обгрызание ногтей)
  • Тики
  • Психосоматические расстройства (субфебрилитет и т.д.)

Причины школьной дезадаптации

Одна из самых частых причин нарушений адаптации детей школьного возраста – синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). СДВГ – это психоневрологическое расстройство, при котором у детей с нормальным или высоким интеллектом, имеются нарушения обучаемости или расстройства поведения от легкой до тяжелой степени выраженности. Основные составляющие СДВГ: гиперактивное поведение, импульсивное поведение, нарушения внимания.


Еще одна не редкая причина нарушений психологической адаптации школьника – это страх разлуки и школьная фобия


В данном случае речь идет о незрелости детей из-за чрезмерной привязанности к близкому человеку (чаще всего, к матери). Страх пойти в школу и оказаться вне зоны психологитческого комфорта может со временем нарастать. Это может привести к уклонению от посещения школы, постоянным жалобам на плохое самочувствие (головокружение по утрам, головные боли, боли в животе), приступы паники, неспособность оставаться дома в одиночестве, приступы ярости и крика. Очень часто данное состояние сопровождается трудностями засыпания, так как на утро необходимо идти в школу, с которой связаны негативные ассоциации.

Лечение нарушений психологической адаптации к школе


В основе лечения и реабилитации детей с проблемами школьной дезадаптации, в первую очередь лежат образ жизни, психологическая обстановка в семье и окружении, а также психотерапевтическая помощь


Основные рекомендации при школьной дезадаптации.

  • Избегание завышенных или заниженных требований к ребенку.
  • Постановка задач, соответствующих способностям.
  • Введение балльной оценки вознаграждения.
  • Не показаны игры с выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления).
  • Вызывающее поведение ребенка – его способ привлечь внимание. Важно проводить с ним больше времени!
  • Похвала даже за незначительные успехи.
  • Ведение дневника самоконтроля с отметкой вместе с ребенком его успехов дома и в школе.
  • Не навязывать жестких правил.
  • Предоставление ребенку больше возможности расходовать избыточную энергию.
  • Воспитание интереса к какому-нибудь занятию. Важно найти занятия, которые бы “удавались” ребенку и повышали его уверенность в себе.
  • Указания должны быть указаниями, а не приказами.
  • Требование выполнения правил, касающихся безопасности и здоровья.
  • Соблюдение четкого распорядка дня. Прием пищи, игры, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время.
  • Избегание больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.д. оказывает на ребенка возбуждающее действие.

Безусловно, хорошим эффектом обладает психотерапевтическая помощь, в т ч семейная, педагогические занятия, физиотерапия (соляные пещеры, водные процедуры, бассейн, ЛФК), занятия в спортивных секциях.

На вторичном этапе присоединяются лекарственные препараты, но только в том случае, когда другие методы коррекции исчерпаны. Используются различные ноотропные препараты с успокаивающем или стимулирующем эффектом.

Лечение проблем школьной адаптации у детей в Нижнем Нoвгoрoде

Пoлучить пoдрoбную кoнсультацию пo кoмплекснoму oбследoванию и лечению нарушений адаптации детей школьного возрапста в Нижнем Нoвгoрoде Вы можете в Центре детской неврологии и психиатрии ТОНУС ЛАЙФ.


Специалисты Центра детской неврологии и психиатрии

Долганова Екатерина Михайловна

Долганова Екатерина Михайловна

детский невролог, эпилептолог

Запись на прием
Ельшина Оксана Дмитриевна

Ельшина Оксана Дмитриевна

врач-невролог, врач функциональной диагностики

Миронова Екатерина Ивановна

Миронова Екатерина Ивановна

врач-невролог высшей категории, к.м.н.

Запись на прием

Записаться на консультацию к детскому неврологу вы можете по телефону +7 (831) 233-08-62

Записаться к детскому неврологу

Я принимаю условия обработки моих данных. С политикой обработки персональных данных ознакомлен.
10 + 4 =