Тревожные расстройства и фобии у детей
Тревога – неприятное ощущение беспокойства, неопределенное плохое предчувствие.
Фобия – иррациональный неконтролируемый страх, возникающий при столкновении с определенным объектом или ситуацией. В отличие от тревоги, страх имеет конкретное содержание.
Каждый человек способен ощущать тревогу и страх. Изначально эти эмоции призваны помочь избежать опасности, мобилизовать свои силы для достижения какой-либо цели. Но если тревога становится чрезмерной, а страх – нерациональным, если они начинают нарушать жизнь человека, можно говорить о развитии тревожного расстройства или фобии.
Тревожные и фобические расстройства – частая проблема в современном обществе не только у взрослых, но и у детей.
При этом заболевания данной группы родители редко считают серьезными, пугливого, боязливого ребенка, уговаривают быть смелым, ничего не бояться, порой даже ругают за нерешительность, не понимая, что ребенок испытывает тревогу, с которой не может справиться.
Причины тревожных расстройств у детей
Возникновение тревожных расстройств связано с комплексом причин. С одной стороны, обнаружены генетические особенности у людей, склонных к тревоге. С другой – дети склонны копировать реакции и поведение родителей, а значит ребенок тревожных родителей скорее всего тоже столкнется с подобной проблемой.
Также возникновению тревоги и фобий способствуют психические травмы.
Сильный испуг, пережитый в детстве в связи с каким-либо объектом или ситуацией, может спровоцировать возникновение фобии в дальнейшем; при этом сам травматический опыт может быть забыт, но сильнейший страх и даже приступы паники при столкновении с тем объектом или чем-то, вызывающим подсознательные ассоциации с прошлой психической травмой, будет возникать вновь и вновь.
Воспитание и семейная ситуация играет крайне значимую роль в возникновении тревожных расстройств у ребенка: непоследовательность родителей в стиле воспитания, противоречивые или завышенные требования к ребенку, частые конфликты в семье, особенно происходящие в присутствии ребенка с вовлечением его в конфликт, требованиями принять сторону одного из родителей и т.п.
Проявления тревожных расстройств у детей
Для поведения тревожного ребенка характерно чрезмерное волнение по поводу незначительных событий, особенно если предстоящее является чем-то незнакомым или связано с ситуацией оценки; ребенок может стараться избегать начинать новую деятельность в связи с беспокойством по поводу возможной неудачи, боязнью того, что его будут ругать (даже если это очень интересные для ребенка занятия, ему может быть проще отказаться от участия в них, чем справится со своей тревогой).
При этом тревога сопровождается вегетативными реакциями – потливостью, побледнением или покраснением кожи, учащением сердцебиения, повышением артериального давления, неприятными ощущениями в теле, тошнотой и т.п., может возникать учащенное мочеиспускание и расстройства стула.
Частым спутником тревожных расстройств является нарушение сна и аппетита (его снижение или склонность «заедать» беспокойство). Также возникает мышечное напряжение, в связи с чем ребенок выглядит как бы «сжавшимся», могут быть высоко подняты плечи, при попытке опустить их явно ощущается, насколько напряжены мышцы.
При длительном существовании тревожных расстройств без лечения могут присоединяться панические атаки, когда на высоте тревоги к перечисленным симптомам присоединяется страх умереть или потерять сознание.
Для фобий характерен определенный страх. Так, агорафобия – это боязнь толпы, открытых пространств, поездок из дома одному. Социальная фобия – боязнь находиться в центре внимания, выступать публично. Фобия может быть связана с абсолютно любым объектом или явлением, например, можно бояться собак или змей, птиц или пауков, грозы, сильного ветра и др. Фобии всегда сопровождаются избегающим поведением – стремлением не сталкиваться с тем, что вызывает страх. Конечно, при боязни, например, змей, которые не так часто встречаются при жизни в городе, фобия скорее всего не будет приносить серьезных проблем в повседневной жизни.
Но также фобии порой вызывают существенные трудности. В частности, социальная фобия помешает устным ответам в школе, дети в таких случаях из-за сильного страха, возникающего в момент выступления перед классом, теряются, не могут ответить даже на простые вопросы при хороших знаниях; чтобы избежать пугающей ситуации ребенок может сказать, что не готов, хотя выполнил домашнее задание, или даже прогулять урок, если уверен, что его должны вызвать к доске. Выраженная боязнь выступлений в будущем может оказать влияние на выбор профессии. При столкновении с объектом фобии также могут возникать панические атаки.
Вегетативные расстройства, сопровождающие тревогу и страх, часто ошибочно диагностируются как вегето-сосудистая дистония, а значит остаются без правильного лечения.
При этом длительное существование тревоги нередко приводит к развитию различных психосоматических заболеваний – нарушения функций различных органов под влиянием психических расстройств. Например, к таким состояниям относят язвенную болезнь желудка, синдром раздраженного кишечника, бронхиальную астму, нейродермит и др.
Диагностика и лечение фобий у детей
Диагностика и лечение страхов у детей осуществляется врачом-психиатром. Консультация психиатра обязательна, поскольку тревога встречается при большом количестве психических расстройств, которые требуют различных подходов в терапии.
В лечении страхов у детей прежде всего используется психотерапия. Психологи лечат фобии у детей только совместно с психиатром. Для лечения фобий у детей может потребоваться назначение курса противотревожных препаратов и антидепрессантов.
Лечение фобий у детей в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде лечением страхов у детей занимаются в Центре детской неврологии и психиатрии ТОНУС ЛАЙФ.
Специалисты Центра детской неврологии и психиатрии
Записаться на приём к специалисту по лечению страхов у детей Вы можете по телефону +7 (831) 233-08-62