Умственная отсталость в детском возрасте
Умственная отсталость –
это стойкое, необратимое (в детской практике может быть частично обратимым) недоразвитие уровня психической деятельности – интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы и всей личности в целом, обусловленное врожденной или приобретенной органической патологией центральной нервной системы.
Процент лиц с умственной отсталостью составляет около 3 % от общей численности населения.
На сегодняшний день выделяют несколько форм умственной отсталости:
- умственная отсталость лёгкой степени (IQ = 50-69);
- умеренная умственная отсталость (IQ = 35-49);
- тяжёлая умственная отсталость (IQ = 20-34);
- глубокая умственная отсталость (IQ менее 20).
За последние годы наблюдается тенденция к росту численности больных с умственной отсталостью тяжёлых форм.
Причины умственной отсталости
Выделяют врождённые и приобретённые причины умственной отсталости.
К врождённым причина относятся генетические заболевания (синдром Дауна, синдром Патау, синдром Эдвардса и др.), внутриутробные поражения плода, нарушения обмена веществ, значительная недоношенность.
К приобретённым причинам относятся: родовые травмы, гипоксия в родах, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, эпилепсия, а также педагогическая запущенность в раннем возрасте (дети из неблагополучных семей) и непролеченные своевременно задержки речевого и психо-речевого развития.
В 70 % случаев достоверную причину умственной отсталости установить не удаётся.
Таким образом, умственная отсталость является серьезным нарушением психики, проявляющимся интеллектуальным снижением у ребёнка, в большинстве случаев не поддающимся коррекции.
В то же время, дети с умственной отсталостью легкой степени отнюдь не потерянные для общества люди. Они прекрасно адаптируются в рамках бытовой жизни, зачастую становятся хорошими специалистами в профессиях, не требующих серьезной интеллектуальной нагрузки.
Главное понимать, что для ребенка с умственной отсталостью лучше находиться в среде, где ему будет комфортно психологически. Не стоит предъявлять к нему завышенных требований, в том числе оставлять на обучении в общеобразовательной школе лишь для того, чтобы «получить обычный аттестат». Среди детей, на фоне которых ребенок будет ощущать себя «белой вороной», он будет постоянно испытывать стресс. На фоне длительного психоэмоционального напряжения у детей со снижением интеллекта часто возникают нарушения поведения, аутоагрессия, агрессия в отношении других детей и педагогов, часто – депрессивные состояния. Практика показывает, что при переводе ребенка в коррекционное образовательное учреждение, в среду, где он становится «таким, как все», где его ценят, где с ним дружат, где он получает возможность иметь положительные оценки, все описанные выше поведенческие нарушения нивелируются без какого-либо медикаментозного лечения.
Кроме того, коррекционные учреждения для детей с умственной отсталостью осуществляют так называемую социально-трудовую адаптацию, позволяющую к окончанию образовательного учреждения приобрести определенные практические навыки. Эти навыки позволяют в дальнейшем обучаться в средне-специальных учреждениях, получить профессию и найти свое место в жизни.
Чаще всего дети с легкой умственной отсталостью практически полностью социализируются к возрасту 25-35 лет, когда у них уже есть семья, дети, работа. Тогда заметная в детском возрасте разница по сравнению с другими стирается за счет полноценной социально-трудовой и бытовой адаптации.
Сложнее дело обстоит с умеренной и более тяжелыми (тяжелая, глубокая) формами умственной отсталости. В данных случаях пациенты нуждаются в контроле и опеке со стороны близких или Государства в течение всей жизни. Пациенты с такими диагнозами часто имеют серьёзные сопутствующие соматические проблемы, нуждаются в разработке индивидуальных образовательных программ, зачастую не на базе образовательных учреждений, а на базе подразделений Министерства социального развития населения, нуждаются в индивидуальном сопровождении психолога, дефектолога и логопеда.
При любых формах умственной отсталости необходимо лечение у детского психиатра, на ранних этапах направленное на интенсивную стимуляцию нервной ткани и коррекцию отставания в развитии, в подростковом возрасте – на коррекцию поведенческих нарушений. Основной задачей детского психиатра и психолого-педагогического сопровождения, работающих с детьми с выраженными нарушениями интеллекта, является необходимость добиться максимальной социально адаптации пациента в обществе и повышение качества жизни его и его близких.
Диагностика и лечение умственной отсталости в Нижнем Новгороде
Диагностикой умственной отсталости и лечением умственной отсталости в Нижнем Новгороде занимаются в Центре психиатрии ТОНУС ЛАЙФ.
Специалисты Центра детской неврологии и психиатрии
Вы можете записаться на приём к специалисту по диагностике умственной отсталости по телефону +7 (831) 233-08-62